В музее выставляются экспонаты, представляющие французское художественное наследие с 1848 года до 1915 года, включая картины, скульптуры, мебель, и фотографии.

Женщины Дега

С открытием в музее выставки «Дега и обнаженная», о живописи его известно, кажется, сполна. О жизни — по-прежнему почти ничего.

Балерины и скачки — таково обычно первое знакомство с картинами Эдгара Дега. Художник, не в пример своим современникам, не увлекался работой на пленэре. И не стремился запечатлеть изменчивость природы, перемены в атмосфере, связанные с восходом солнца или набежавшим ветром. Его больше интересовали живые существа и их порывы.

Столько согнутых шей и запрокинутых голов натурщиц у других художников, наверное, не найти. Но как его обнаженные расчесывают свои роскошные волосы! Так, что создается полная иллюзия скольжения расчески по волосам. Это всего лишь стоп-кадр, но движение в нем просто потрясает.

Купальщицы — второй любимый мотив Дега. В «Завтраке после купанья в ванной» грации нет никакой. Женщина не позирует, наоборот, твердо уверена, что, кроме служанки, ее никто не видит. Она не выходит из ванны, а пытается вылезти, находясь на грани падения, и потому так неуклюжа ее поза, так все у нее неграциозно и крайне неловко.

Судя по количеству материала, представленного в экспозиции, манеры женщин, приводящих себя в порядок, как-то по-особенному привлекали к себе художника. Он будто специально застает их в самые невыигрышные моменты. Но эти работы не отталкивают взгляд, потому что выглядят жизненной правдой. А если к композициям присмотреться уж очень внимательно, то видно: в них нет полностью выписанных персонажей. Рука ли, нога или часть туловища — какая-то часть тела обязательно срезана, будто скрыта стеной или занавеской. И такие неполные сцены воспринимаются куда естественнее, чем «правильные». В них чувствуется привлекательная недосказанность и прелесть случайно подсмотренного эпизода. К тому же, художник любил работать пастелью, и оттого тела у него получались особенно теплыми и живыми.

Есть на выставке еще одна серия, которую, по понятным соображениям, музей к публикациям в прессе не представляет. Это сцены из домов терпимости. И происходят они из частных коллекций или музейных фондов. Монотипии, выполненные черными чернилами, так остры и так ярко передают будни борделей, что не всякий зритель отваживается подолгу задерживаться перед ними.

Как много скульптурных эскизов художник успел сделать, становится ясно при взгляде на большие витрины. А ведь они считались незаконченными, промежуточными вариантами. Даже в бронзе художник продолжал тему обнаженной, вытирающейся простыней или просто сидящей в корыте. И опять Дега в поиске — он лепит самые невероятные позы. И есть в зале еще одна интересная фигурка — «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица», но не в своей известной пачке, а нагая.

   
   
    admin@d-orce.ru, 2008 - 2024
При цитировании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна